Народный фольклор

Наш земляк, уроженец д. Карсашур Павел Кутергин – докторант кафедры этнологии Тартуского университета Эстонии, готовит к защите докторскую диссертацию — «Удмуртские коллективы как форма сохранения и пропаганда фольклора в современное время» (на примере творческих коллективов нашего района). В полевой
практике Павел изучил фольклорную традицию в современной жизни шарканских удмуртов д. Кельдыш.

Исторический экскурс

Деревня Кельдыш находится в 8 км от деревни Бородули, в 22 км от районного центра села Шаркан. Она обоснована более 220 лет назад пришедшими беглецами из Дебесского района д. Шудӟалуд, первое название – Шудӟадволь, что означает «счастливая». Местные жители деревни шуточно называют «ӟазегкуды» (гусиное гнездо) из-за того, что она расположена у подножия холмов, и если смотреть сверху, то она похожа на гусиное гнездо.
Пришедшие в эту местность люди сначала обосновались возле реки Ита. Из-за холодного климата перебрались выше. Считается, что деревня расположена в родниковой местности. Один родник был настолько громко журчащим, что его голос раздавался на всю округу. В честь родника, где остановились беглые из деревни Шудӟалуд, первую улицу назвали «Ошмес» («Родник»), на русском — переулок Ключевой.
В северной части деревни, в логу, запружен водоем Уйпал (Северный). Образуют этот пруд два родника: Уйпал ошмес (Северный родник), Вӧсяськон ошмес (Молельный родник). Около родников Вӧсяськон ошмес и ӟаччакуаошмес, родник святилища ӟачча (название родовой святыни – Воршуда) проводили моления и различные праздники.
В начале прошлого столетия в деревне начинает активно развиваться местная инфраструктура. В 1936 году открывается 3-классная школа. До 1993 года была только начальная школа. В 1993 году открывают 9-летнюю школу, в 2016 году ее закрыли, а в 2019 году — и начальную. Сегодня дети обучаются в Зюзинской и Ниж-Киварской школах. В 2015 году закрыли почтовое отделение и перевели в деревню Бородули. На сегодняшний день функционируют медпункт, детский сад, сельский дом культуры, два магазина (один — райпо, другой – индивидуального предпринимателя). Местные жители трудятся в хозяйстве «Зарни шеп» («Золотой колос») и в КФХ Хохрякова Николая Валерьяновича.
Основной состав населения деревни – удмурты, но есть также несколько русских семей (переселенцы из соседней деревни Бородули и исчезнувших деревень Пальники и Пермезь), башкиры (приезжие из Пермского края).

Когда ждать ураганный дождь

В памяти старшего поколения жителей д. Кельдыш хорошо сохранились приметы о погоде, поверья о судьбе, которые в жизни и быту активно используют. Существовали приметы на разные времена года. Так, например, если зима снежная, то летом уродится урожай зерновых; если зима холодная, то лето будет жарким и сухим; если зимой много вьюг, то лето будет дождливым; весной рано прилетают скворцы, весна будет ранней и быстрой; если прилетают трясогузки, то говорят: «Стучит трясогузка хвостом по льду, значит, лед скоро тронется» (устная информация от разных поколений жителей д. Кельдыш).
О приближении дождя узнавали по поведению некоторых птиц. Например, ласточка летает низко – к дождю; вороны кричат громко – просят дождя; воробьи суетятся – будет дождь. По приметам судили и о «характере» дождя. Старожилы говорят: «Если дождь придет со стороны староверческой могилы (с юго-западной стороны, его еще называли «черным углом» или «гнилым углом» – «сьӧд сэрег», «сисьтэм сэрег»), то жди ураганного дождя».
Некоторые приметы отображают отношение местных жителей к большим праздникам. Например, в традиции кельдышских удмуртов с особым почтением относятся к Благовещению (Блаччо нунал – день Благовещения, гондыр султон нунал – день пробуждения медведя), который отмечается 7 апреля. Считается, что это самый большой праздник в годовом цикле. До сих пор жители деревни в день Благовещения не берутся за новую работу. Говорят, что даже прилетевшие с юга птицы в этот день не вьют гнезд.

Песенная традиция жива

Семейные обряды до сих пор активно функционируют в культурной жизни деревни – это свадебные песни (сюан кырӟан), песни проводов в армию (армие келян кырӟан или некрут кырӟан), застольные песни (юон дыръя кырӟан или ӝӧксьӧр кырӟан).
В качестве застольных в д. Кельдыш исполняются любые песни. Кроме того, большую популярность, наряду с удмуртскими, получили русские песни (например, «Ой, калина, ой, малина…», «Вот кто-то с горочки спустился…»).
Особенностью шарканской традиции является бытующий только здесь танец «Ширьян». Большое место занимают заимствованные из русского фольклора парные танцы «Светит месяц», «Жила-была бабка», «Коробейники».

Забытые обряды

В д. Кельдыш фольклорный коллектив «Жильыртӥсь ошмес» («Журчащий родник») поддерживает традиции своей деревни. Коллективом «Жильыртӥсь ошмес» поставлены на сцене забытые календарные и семейно-бытовые обряды: Кирень юон (Чествование хрена), Пенӟаськон (Мазание сажей), Шорт миськон (Мытье пряжи), Йӧ келян (Проводы льда), Вӧйдыр (Масленица), Мажес нуон (Отнесение граблей), Гербер (После плуга), Гырон быдтон (Окончание пахоты), Ильин день, ӵӧжы сиён (Поедание молозьева), Корка пырон (Новоселье) и другие.

Корреспондент Валентина Савельева